Шморгун Т.В.

     Какалина В.А.

   Чистоклетова Е.А.

   Сезенова Л.Н.

   Буханова Н.Л.

   Бабич Л.Н.

Семина О.Н. - учитель русского языка и литературы

 

Конспект открытого урока в 6 классе

«Повторение по теме «Имя прилагательное»

 

Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи. 

Задачи урока:

Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
Повторить навыки различных видов разбора.

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока.

Слайд 1.

Ι. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок, сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните всё, что знаете, и мы начнём.

- Предлагаю вам выполнить задание.

ΙΙ. Повторение по теме «Имя прилагательное»

1. Творческая работа. Восстанови стихи.         (Ссылка)

- Перед вами картинка. Слова какой части речи пропущены? Восстановите стихи

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e1c-0a01-0355-012c-d7361418a043/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_231%5D.swf

 

устно свой ответ обосновать, т.е. доказать, что это – прилагательные (при доказательстве можно воспользоваться схемой рассуждения).
Схема рассуждения (опора):
1.Слово…отвечает на вопрос… .(какой? Каков? Чей?
2. Слово…обозначает… . (признак предмета)
3. Имеет постоянные признаки…
4. Изменяется по …
5. Значит, … - прилагательное

 

- Какой текст вам нравится больше?- Какова же роль прилагательных в речи?

(Прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, выразительной, точной, разнообразной, живописной. С помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить.)

Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).
 

- Ребята, над какой же частью речи сегодня мы с вами будем работать?

Правильно! Сегодня на уроке мы повторим и закрепим все об этой части речи. Вы согласны?

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Каким видом транспорта? На чём? (на автомобиле, автобусе, на поезде, на самолёте и другое)

-А кто из вас путешествовал на поезде? Сегодня на уроке у вас есть такая возможность. А по какой же стране мы будем путешествовать?  По стране «Имя прилагательное» .

Слайд 2.

- Итак, в путь!

- А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока.

 

Слайд 3.

- Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия - повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи. 

- Сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретём билеты на поезд.

Слайд 4.

- Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы и выполнить задания кассира. И вот его вопросы.

Слайд 5.

Что  называется именем прилагательным?
Что является нач.ф. прил.?
Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам)
Когда имена  прилагательные по родам не изменяются? (мн.ч.)
Как проверить безударные окончания имён прилагательных?

 

Слайд 6.

3. Задание – билетик. Разноуровневые задания на карточках- билетиках

- Ребята, на столе у меня билетики, но они не простые, а разноцветные. На каждом из них напечатаны задания  разной степени трудности.

- Красный билетик –повышенной трудности

- Зеленый – средней трудности

- Желтый – низкой трудности

- Решите сами, какой билетик вам нужен и выполните задание на нем.

 

 Проверка: Самопроверка по образцу на обратной стороне карточки.

Поставь себе оценку:

Нет ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Слайд 7.

Проверь себя!

Красный

Поставьте данные словосочетания в указанные падежи:

Зимний  день (Т.п.) –

Морозная  погода (П.п.) –

Сильная  метель (Д.п.) –

Снежная  буря (В.п.) –

Серебристый  иней (Р.п.) –

Сильные  морозы (Т.п.) -

Зимним днем

Морозной ночи

Снежной метели

Снежную бурю

Серебристого инея

Сильными морозами

 

Слайд 8.

Зеленый

- Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.

 (Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

Новые проблемы, тёмными ночами, чистой тряпкой, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.

 

Слайд 9.

Желтый

Вставь окончания имен прилагательных. Определи  падеж имен прилагательных.

Вся земля покрыта мягк_____ снегом.

Зимн___ небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голуб____ неба.

Деревья украшены прихотлив______ узорами.

Ели и сосны в зелён____ убранстве.

Ранн_____ утром друзья отправились в лес.

Вся земля покрыта мягким снегом.

Зимнее небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голубого неба.

Деревья украшены прихотливыми узорами.

Ели и сосны в зелёном убранстве.

Ранним утром друзья отправились в лес.

 

- Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объясните ее?

 

Слайд 10.

- Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на поезд, занимаем свои места и… - Счастливого пути!

Слайд 11.

- Наше путешествие началось, и на пути первая станция «Разрядная».

Стоянка 3 минуты.

- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395fb4-0a01-0355-00e0-eb3f47beaf8a/%5BRUS6_100%5D_%5BIA_309%5D.swf

интерактивная таблица

Слайд 12.

- Наш поезд состоит из вагонов: 1, 2 и 3. Получите задание по вагонам (самостоятельно):

Первый вагон. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.

Второй вагон. Выпишите относительные имена прилагательные.

Третий вагон. Выпишите притяжательные имена прилагательные.

Слайд 13.

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, аннинский, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

 

Слайд 14.

Проверь себя!

Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!- А вот и следующая станция.

Слайд 15.

Степенная

- Как образуются степени сравнения имен прилагательных? Вспомним правило.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36516b89-2299-4342-933a-99db2987b1a9/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_05-AT%5D.swf

таблица

Слайд 16.

- (устно) Тест «Как сказать правильно».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7beb1b6a-0b48-4cbb-ad20-ce254eaef77d/index_listing.html

интерактивный тест-задание

 

- Ну что, поехали дальше. Вот уже видны огни новой станции, название которой я что-то не могу прочесть.

Слайд 17.

Станция «Неизвестная»

- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)

- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a396208-0a01-0355-01a7-d9e796441305/%5BRUS6_106%5D_%5BIA_019%5D.swf

таблица-правило

Слайд 18.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(один ученик  работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)

(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш..вый п..дарок; (не)пр..ятный разговор, (не)б..льшой, но милый; (пре)(не)пр..ятное известие; совсем (не)нас..ная погода.

Слайд 19 проверка

Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.

(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)

 

- Да, согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но мы готовы к любым испытаниям. Поехали дальше! - Что за чудные названия станций! Вот и следующая, посмотрите!

Слайд 20

- Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!

Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям станции «Энная». Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961e0-0a01-0355-00a5-74b2abc25df4/%5BRUS6_105%5D_%5BIA_003%5D.swf

таблица   (Правило)

Слайд 21

 Физкультминутка

Давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой!

Проведем  игру «Стоп, игра!»

Я буду произносить тезисы, Если тезис верный – вы поднимаете руки вверх и кричите «Да!», а вот если неверный, хлопаете в  ладоши и кричите: «Стоп, игра!»

В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов-онн,-енн,  всегда пишется нн.

Слово юный пишется с нн

В суффиксе-ан всегда пишется одна   Н

В кратких прилагательных всегда пишется одна -Н.

В суффиксе-ин всегда пишется одна -Н

Слова ветреный, безветренный всегда пишутся с одной н?

 В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса-ин

В слове оловянный пишется одна Н.

 

Слайд 22

Цифровой диктант.

Ценные сведения. (2 – нн)
Ветреный день. (1 – н)
Орлиный крик. (1 – н)
Соломенная шляпа. (2 – нн)
Морковь полезна. (1 – н)
Даль туманна. (2– нн)
Старинные предания. (2 – нн)

 

Проверка: 2,1,1,2,1,2,2.

Проверка поменяемся тетрадями

 

Тест онлайн 1 ученик

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b3b7-0a01-0355-00ea-443fc6774807/index_listing.html

- Молодцы! Поехали дальше!

Слайд 23.

Станция «Слитно-дефисная»

- Повторим правило

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a396213-0a01-0355-011d-565f67489072/%5BRUS6_107%5D_%5BIA_026%5D.swf

 

Слайд 24.

Словарная диктовка

(самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм)

Бледно-лиловый куст, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.

 

- Ребята, а для остановки на следующей станции нам придётся вспомнить , каким же членом предложения может быть имя прилагательное. Так каким же?

 

Слайд 25.

Станция «Синтаксическая»

- Какой же частью речи в предложении может быть имя прилагательное?

(работа с текстами ЦОР)

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e2c-0a01-0355-00b5-24aa1b550862/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_239%5D.swf

3 текста

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e24-0a01-0355-004d-8d50ea2ba1c1/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_238%5D.swf

2 текста

найди прилагательное-сказуемое

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39942a-0a01-0355-01af-85025711fdff/%5BRUS6_098%5D_%5BQS_258%5D.html

Модуль с.2

Слайд 26.

-  Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия –

станция «Итоговая».

- Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное об имени прилагательном.

 - Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)

Слайд 27

- Все готовы? Тогда быстренько поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Слайд 28

- Ребята, а как вы думаете, для чего мы провели этот тест? (отвечают)

- Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?

- А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?

 

ΙV. Подведение итогов, выставление отметок.

 

Слайд 29

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту

Слайд 30

- Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! И сейчас мы его оценим

9. Творческое задание.

 Звучит музыка (А. Вивальди. Концерт для виолончели №2).
Цель: отработать умение употреблять имена прилагательные в речи.
- Послушайте. Опишите музыку (какая она?) именами прилагательными.

Слайд. Творческое задание.
Картинка с музыкальным сопровождением. Зимнее небо. Подберите прилагательные, какое оно, небо? Игра «Кто больше?»
Под шторкой: огромное, необъятное, бескрайнее, безбрежное, бесконечное, безграничное, бездонное.
голубое, бирюзовое, лазурное, свинцовое, безоблачное, ослепительное, радужное, мрачное, зловещее, грозное, унылое, хмурое, чистое, светлое, лучезарное.

Конкурс на лучшее предложение. Придумайте по картинке красивое предложение с использованием прилагательных. Запишите в тетрадь.
 

- Что за чудные названия станций! Вот и следующая, посмотрите!

Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e2c-0a01-0355-00b5-24aa1b550862/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_239%5D.swf

3 текста

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e24-0a01-0355-004d-8d50ea2ba1c1/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_238%5D.swf

2 текста

найди прилагательное-сказуемое

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39942a-0a01-0355-01af-85025711fdff/%5BRUS6_098%5D_%5BQS_258%5D.html

 

1. Считаешь ли ты знания и умения, полученные сегодня важными? Почему?

2. Что вызвало наибольшую трудность?

3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

4. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем не интересно)?

 

- Урок получился какой?

Запишите ответ прилагательными.

Обобщение.

 -Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!

Сразу под оценкой вы начнете делать тест, итого за урок получится две оценки

 Рефлексия.

Что дал вам сегодняшний урок?

Как мы выполнили поставленные задачи?

Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Что мы знаем теперь? Что умеем делать?

Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

Поэтому:

 Домашнее задание

Для каждого индивидуально в том что надо повторить (орфограммы прилагательного) и общее в том, что вам надо на каждую из изученных орфограмм придумать примеры, чтобы на уроке, мы вместе еще раз проверили свои знания. Это письменно в тетради.

Итог. Самооценка.

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!

Сразу под оценкой вы начнете делать тест, итого за урок получится две оценки

 

Урок русского языка в 5 классе. Синтаксис

«Синтаксический марафон»  (урок-соревнование)

 

Цели урока: повторить, закрепить и систематизировать изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация»; повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе практической работы ( синтаксический и пунктуационный разбор предложений; чтение и составление схем); совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся; совершенствовать связную речь учащихся; воспитывать интерес к предмету, к родному языку.

Оборудование: презентация, раздаточный материал,  карта марафона, призы для детей.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя.

- Тема сегодняшнего урока «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». Мы повторим изученное по теме «Словосочетание» и «Простое предложение» и покажем все, чему научились по данной теме.

Урок у нас непростой. А урок – соревнование «Синтаксический марафон».

-А кто из вас знает протяженность марафонской дистанции? (42,195м)

            Только  самый сильный, выдержанный спортсмен может пробежать марафонскую дистанцию в 42 км  195м.

 Но я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на «синтаксической» дистанции у нас не будет  сошедших учеников.

-   Мы  начинаем  наш  «Синтаксический  марафон».

- Какой раздел русского языка изучает связи между словами, строение предложений? (Синтаксис).

- Назовите основные единицы синтаксиса?

-  Что изучает пунктуация? (систему знаков препинания и их постановку).

-  Для чего нужна пунктуация? (Чтобы предложение стало более понятным, ярче выделилась главная мысль предложения).

Мы приблизились к первой станции.

III. Станция : «Словосочетание».

- Что называется словосочетанием?

Задание. Записать предложение в тетрадь. Выписать из предложения все словосочетания.

Прибегают на опушку разные зверьки.

Вопрос «на засыпку»: Почему пропустили словосочетание прибегают зверьки?

(Это подлежащее и сказуемое).

-Какие Сс. у вас получались? (подч. или соч.)

IV. Станция «Осложнённая».

Задание. Из простого предложения сделайте осложнённое.

Вспомним теорию. Перечислите, чем может быть осложнено предложение?

( ВВ.сл., обращением, однор.чл.)

Зимой в лесу птицам голодно.

1) вставить вводное слово - несомненно;

2) осложнить однородными членами;

3) осложнить обращением).

проверка

 

V. Станция «Собирательная». 1 – у доски

Задание. Составить предложение с однородными членами на тему «Цветы» с обобщающим словом перед ними. Выделите его.

 (На пришкольном участке росли цветы: пионы, ромашки, гвоздики, розы.».

Вспомним постанову знаков препинания в предложениях с обобщающим словом.

(впереди одн.чл. и после)

VI. Станция «Исправительная». ( Задание выполняется на карточках).

Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните в предложениях грамматическую основу.

 

  1. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой
  2. Что ты нам расскажешь ветер?
  3. Кажется в лесу появились первые цветы.
  4. Дождь стучал по крыше и трепал листья в саду.

Проверка. Объяснить постановку каждой запятой.

VII. Станция «Конструкторная».

Задание: «Составьте схемы к записанным предложениям».

Ответ:

1)

2)

3)

4)

VIII. Станция «Разборная». ( 1 уч-ся у доски)

Задание: Запишите предложение, произведите синтаксический разбор предложения.

Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.

( Повест., невоскл., простое, двусост., распр., неослож. ) [   ].

Проверка.

IX. Станция «Конечная». (карточки у каждого ученика)

Игра «Редактор»: отредактируйте текст.

Мы играли в соду за домом. По двару праехала телега. Отец шагал за телегой  а на ней седел тигренок. Он ухватился кохтями за край. Отец взял тегренка на руки и атнес в дом.

Взрослый тигр   опастный хищник. Но этот тигренок не внушал опасения.

 

Проверка.

Обменяйтесь карточкой с товарищем и проверьте текст.

 

Мы играли в саду за домом. По двору проехала телега. Отец шагал за телегой, а на ней сидел тигренок. Он ухватился когтями за край. Отец взял тигренка на руки и отнес  в дом.

Взрослый тигр – опасный хищник. Но этот тигренок не внушал опасения.

 

XII. Итог занятия. «Финиш».

- Вот мы и добрались до финиша.

А теперь отметим лучших «марафонцев», тех уч-ся , которые хорошо работали и сделали наименьшее кол-во ошибок.

Лучшие «марафонцы» получат медали.

XIII. Домашнее задание.

Подготовиться к зачету по теме «Синтаксис и пунктуация».

Текст записать в тетрадь.

Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните в предложениях грамматическую основу.

  1. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой.
  2. Что ты нам расскажешь ветер?
  3. Кажется в лесу появились первые цветы.
  4. Дождь стучал по крыше и трепал листья в саду.

Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните в предложениях грамматическую основу.

 

  1. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой
  2. Что ты нам расскажешь ветер?
  3. Кажется в лесу появились первые цветы.
  4. Дождь стучал по крыше и трепал листья в саду.

Урок литературы в 5 классе.

Тема:  Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки.

Цели:

  • повышение интереса к творчеству К.Г.Паустовского
  • учить понимать и анализировать художественный текст
  • совершенствовать умение находить  средства выразительности и определять их роль в тексте
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность детей
  • воспитывать чувство доброты и бережного отношения к животному миру.

Оборудование урока: ПК,  карточки.

Эпиграф к уроку:

В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.

Ход урока

  1. Вступительная часть.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

А что такое доброта, добро? В какой цвет вы покрасили бы добро? (светлые краски, красный цвет).

- А как бы вы изобразили зло? (чёрным цветом. ДА, к сожалению, мы иногда можем услышать, что у человека чёрные мысли, чёрная душа. )

Перед вами на столах карточки. Добро мы изобразили красным кружком, а зло – чёрным цветом. Напишите, пожалуйста, своё мнение о добре и зле.

2. Работа в парах. (дети советуются друг с другом и записывают своё мнение).

А теперь посмотрим, кто как понимает эти два чувства. (Дети зачитывают свои варианты).

На обратной стороны доски учитель показал своё мнение.

- Посмотрим, совпало ли наше мнение. Я мать, поэтому для меня, как и для всех мам, главное – это дети, мир, любовь, радость, счастье, это добрые дела, которые должен совершать человек.

   зло          война, горе, слёзы, смерть, страх, жестокость

 

Что напоминает нам добро? (солнышко). Да, недаром гласит народная пословица: «При солнышке тепло, при матери добро».

Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб».

Эпиграфом к уроку возьмём слова «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души».

- Как вы понимаете это выражение? (Идёт обсуждение).

  1. Работа по сказке.

- Где происходят события? Назовите главных героев сказки?

- Что мы о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристики героев. Давайте их назовем.

 Конь вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

 Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».

 Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

 

3. Работа с текстом.

1) Люди и конь.

-Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей). А ведь была война, голод.

-Значит, что сплачивало людей? (Доброта).

-Какими были отношения людей и коня? (тёплые, т.е. доверительные, близкие. Конь не боялся людей, зная, что они накормят его).

Выборочное чтение. - Какая была погода?   С.67 (Зима…..)

 Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.

 

2) Филька и конь.

-Но что изменилось вдруг?  (Конь пришёл к Фильке «Да ну тебя!»)

-Как вы понимаете прозвище «Да ну тебя!»? (дети показывают жестом руки, чтобы на себе прочувствовать отношение к людям). Да, Филька никого не любит, хочет отмахнуться ото всех, надоели ему все. Этот мальчик показал свою чёрствую холодную душу.

- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках…

Выборочное чтение эпизода, как Филька обидел коня.

- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил? ( Конь помешал ему есть хлеб)

- Проследим за последовательностью действий Фильки.

 Закинул хлеб далеко.

Закричал: «На вас не напасешься, христарадников, иди, копай его мордой».

Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)

Словарная работа. Христарадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус Христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми и отзывчивыми, т.е. походить на него.

 

 - Как поступил Филька? (Совершил злой поступок, не проявил милосердие)

- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?

 

Последствия Филькиного поступка

  1. Слеза скатилась у коня из глаз.

Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

- Какой приём использовал автор? (Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание).

 

2.  Проследим изменение пейзажа. Давайте прочитаем, что же изменилось в природе?

Выборочное чтение. Смена погоды говорит об отношении мальчика к коню. (Холод, стужа, мороз. Мальчик совершил зло.)

В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

  1. На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

 

- Какой вывод, ребята, мы можем сделать по этой схеме?

  Каждый человек ответственен за свои поступки и слова. Все взаимосвязано.

- И ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей.

 

 Итак, каким мы увидели Фильку «Да ну тебя!»? дайте ему характеристику.

Работа в парах (Дети на карточках в левом столбце записывают характерные черты Фильки «Да ну тебя!»).

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Минута релаксации

- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.

Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем.

 

3.Трудный путь Фильки к добру.

- Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

-Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.

Один ученик рассказывает бабушкину притчу. (Выборочное чтение)

- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком). 

- А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

- Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.

- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

 

4.Филька осознал своё поведение.

- И вот Филька у Панкрата. Найдем этот эпизод в сказке.

Обсуждение эпизода.

- Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»?

 Филька верил в деда («он мудрый»)

- Что произошло за этот час с четвертью, пока Филька пытался искупить свою вину? Какие главные слова были произнесены им? ( Я их умолю, наши ребята «хорошие»).

 

 Филька и конь. Анализ эпизода «Примирение Фильки с конём»

—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?

 Эпизод когда Филька угощает коня тёплым  хлебом  с солью.

Учитель читает отрывок: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. ..Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню….».

 

— Но почему отказался конь от хлеба?  Конь не доверяет Фильке.

— Через какие глаголы нам удаётся это понять?  Испугался, попятился.

— Как ведёт себя Филька? Филька заплакал перед всей деревней.

— Почему заплакал Филька?

 Он раскаялся, но от беспомощности расплакался. Очень трудно признать свою ошибку.

— Ребята, обычно мальчики стыдятся плакать, но Филька не стеснялся этого и плакал перед всей деревне, как будто бы просил прощения у всех за то зло, которое причинил. Ведь пострадал не только конь. Слёзы говорят об искреннем раскаянии человека. Это слёзы очищения. Не случайно и Панкрат говорил о том, что человек становится чистым после раскаяния.

— Какую ещё положительную черту мы можем отметить в Филькином характере?

 Способность просить прощение и раскаяться; открыл в себе доброту.

— Помните слова Панкртата о прощении: «Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»..

 — Простил ли конь Фильку?

— Простил, об этом говорят слова: «Бери хлеб, мирись! А когда конь съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались и радовались»

— Конь прощает Фильку, это говорит о том, что Филька изменился.  Каким стал мальчик?

 Филька стал добрым. Раскаялся, а значит, стал чистым человеком.

-Ребята, почему сейчас мы не сказали выражение «Да ну тебя!»?

 (Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).

Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

 

 

Итог урока.

  - Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? ( Добрые советы дает нам сказка?)

 Нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Не причинять другим вреда, обиды.  Отвечать за свои поступки, слова.  Не бояться просить прощения, прощать.

 Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

 

10. Домашнее задание.

1) Объясните смысл названия произведения «Тёплый хлеб».

           2) Определите значение слова   «тёплый» в этом словосочетании?

           3) Ответить на  вопрос № 8

– В заключение мне хочется сказать:

Добр